Третья фаза развития ребенка. Двенадцатая неделя – Мир «плавных переходов» (Глава 5)
В возрасте 11-12 недель ребенок готовится ко входу в очередной «новый мир», совершая третий скачок развития со времени рождения. Если раньше ребенок просто пинал и бил игрушки, то теперь он готовится изменить свое отношение к ним.
Разумеется, эти изменения не происходят за одну ночь. Ребенок научится использовать чувства для наблюдения за переменами в окружающем мире.
Мир вашего ребенка становится более упорядоченным и организованным с того момента, как малыш обнаруживает постоянные изменения вокруг него. Эти изменения окружающего позволяют ребенку наслаждаться жизнью в новом виде. Для вашего ребенка все вдруг изменилось, ничего больше не остается неподвижным – это новый, неизведанный мир.
Если ваш ребенок внезапно стал более беспокойным – это значит, что, возможно, он готовится к освоению нового уровня. Внимательно наблюдайте за малышом в этот период времени, чтобы не пропустить новые возможности и понять, как вы можете помочь своему ребенку.
Помните, что в меняющемся мире есть только одна постоянная вещь – вы. Вы его лодка в качающемся море. Нет ничего удивительного в том, что он стремится все время быть у вас на руках. К счастью, беспокойство в этом периоде не такое продолжительное, как в прошлом. Некоторые дети возвращаются к обычному поведению за день, другим может понадобиться целая неделя, чтобы снова стать спокойными. Следовательно, данная фаза длится от 1 до 7 дней.
Признаки скачка
Когда происходят изменения, все дети плачут чаще и дольше. Одни становятся просто безутешными, другие – капризными и раздражительными, сердитыми, унылыми, угрюмыми или апатичными. Некоторые дети могут быть особо трудны в ночной период, другие очень беспокойны днем. Все дети обычно менее плаксивы, если окружены заботой или если им уделяют больше внимания.
К признакам скачка из предыдущей фазы добавляется меньше двигается и меньше "разговаривает". Это объясняется тем, что после данной фазы появятся новые движения и звуки, старые будут "переписаны" новыми.
Время скачка приближается, если:
- ребенок требует больше внимания;
- становится более стеснительным с посторонними;
- «приклеивается» к маме;
- может меньше есть;
- хуже спит;
- может чаще сосать пальцы;
- может быть апатичным.
Что помогает маме?
В этой фазе ОЧЕНЬ важно, чтобы окружающие предоставили мамам как можно больше помощи. Мам надо разгружать от всякой домашней работы, кроме заботы о ребенке. Именно в этой фазе многие мамы начинают бить своих детей – это реакция на стресс и страх «не соответствовать запросам окружающих».
[Вот у людей проблемы... Эгозентризм - залог здоровья молодых мамаш! (не эгоизм, а именно эгозентризм - обратите внимание на разницу) – Прим. пер.]
"Скачек в мир плавных переходов": новые возможности
Благодаря своим новым способностям малыш может воспринимать "мир плавных переходов" если изменения совершаются другими людьми, и свои собственные изменения. Ребенок учится "владеть собой": своим телом, своей головой, своими голосовыми связками, своими глазами и т.д.
Например, младенец учится плавно переходить из одного положения тела к другому. Он чувствует, как он может протянуть руку к игрушке, как он может сгибать и выпрямлять свои ноги, чтобы вставать или садиться (при поддержке взрослых). Его движения больше не "деревянные" – они теперь более "плавные"
Кроме того, именно в этом возрасте ребенок может учиться "плавно" глотать твердую пищу – теперь он не может от неё задохнуться, что было возможным ранее. [«Может» не означает «ему следует». Первый прикорм вводится не раньше, чем в 6 месяцев.]
Ребенок замечает и начинает получать удовольствие от плавные переходов голосом (от высокого к низкому и обратно, от громкого к тихому и обратно, - как своего голоса, так и чужого).
Теперь младенец видит гораздо лучше – почти как взрослый. Теперь он может следить одними глазами, без поворота головой, за двигающимся предметом. Также он может видеть комнату целиком.
После данного скачка развития ребенок может воспринять или сделать только одно плавное движение. Например, одно простое движение в одном направлении. Если ребенок совершить еще одно, то оно возможно только после короткой паузы. То, что одно движение может перейти в другое, ребенок пока не может понять. Это он поймет после следующего скачка.