Шестьдесят четвертая неделя – Мир «принципов» (Глава 11) / Фазы развития ребёнка / Статьи / Маленькие дети

Разделы

Кормление детейКормление детей
Информация связанная с рационом детей.
Детские стихиДетские стихи
детские стихи, проза
Развитие ребенкаРазвитие ребенка
авторские методики развития
ТестыТесты
тесты для будующих мам
Здоровье детейЗдоровье детей
Частые болезни и способы их устранения и профилактики
ИменаИмена
Помогаем в выборе имени. Значение имен.
Уход за ребенкомУход за ребенком
Все , что касается ухода за ребенком и его кожей.
Творчество с ребенкомТворчество с ребенком
оригами, поделки, раскраски
ПитаниеПитание
Правильная еда- залог здоровья. Питайтесь правильно!
Движение и танцыДвижение и танцы
Говоря о красоте, мы подразумеваем способность владеть движениями своего тела, своими мышцами

Разделы

Движение и танцы
 - 39 Детские стихи
Здоровье детей
Имена
Кормление детей
Питание
 - 3 Развитие ребенка
 - 1 Творчество с ребенком
Тесты
Уход за ребенком
Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи Развитие ребенка Фазы развития ребёнка

Шестьдесят четвертая неделя – Мир «принципов» (Глава 11)

Разместил: Дата: 21.01.2010 Прочитано: 15792


Девятая фаза развития ребенка. Шестьдесят четвертая неделя – Мир «принципов» (Глава 11)

 

Примерно 15 месяцев

 

В результате предыдущего скачка развития ваш малыш узнал, что такое «задачи» или «программы». В мире задач он пока новичок – ещё не умеет вносить в выполняемую им программу изменения в зависимости от обстоятельств, как это делаем мы, взрослые.

 

 

Сложности

 

Примерно в возрасте 61 (59-63) недели - 14 месяцев - малыш замечает, что его мир начал меняться. На него обрушивается лавина новых впечатлений. Ребенок не справляется с их потоком: сначала нужно внести порядок в этот хаос. Ребёнок возвращается к старому и привычному – и вновь идёт "подзарядиться мамой".

Наступает сложный период. Вот его признаки:

- ребёнок часто плачет; у него плохое настроение, хнычет или ноет;

- у него резкие перепады настроения: то весел, то в слезах;

- чаще требует внимания;

- цепляется за маму и хочет быть с ней рядом;

- временами как-то подозрительно ласков;

- слишком шаловлив;

- случаются истерики;

- ревнует;

- боится посторонних;

- протестует, если вы хотите прекратить телесный контакт;

- хуже спит;

- просыпается как будто от ночного кошмара;

- хуже ест;

- временами задумчив и мечтателен;

- чаще хватается за мягкие игрушки;

- может «впадать в младенчество»;

- не даёт одевать себя.

 

В этом возрасте нытьё, требование постоянно брать на руки и уловки для привлечения внимания не встречают у матери такого же терпеливого отношения, как раньше. Когда ребёнок был маленьким, такое поведение вызывало беспокойство, теперь же – раздражение. Матери дают это понять своим детям: в этом возрасте они прямо заявляют воющему чаду, что такое поведение им не нравится. Мама объясняет доступным языком, что её не устраивает. Язык начинает играть всё более важную роль. А продолжающий ныть отпрыск скорее, чем раньше, усаживается в манеж или отправляется спать. Матери считают, что в этом возрасте ребёнок вполне в состоянии вести себя лучше. Кроме того, они считают, что ребёнку пора научиться считаться с их интересами.

Ребёнок растёт. Всё чаще он выражает своё несогласие с мамой. Получив отпор, он становится ещё строптивее. В результате происходят настоящие ссоры, особенно в конце сложного периода: терпение и матери, и ребёнка в это время очень быстро иссякает.

 

 

Изменения

 

Около 64 недели - 15 месяцев - вы заметите, что с ребёнком стало легче. Он стал более активен, возможно, вы заметите изменения в его поведении. Ребенок стал показывать, что хочет поступать по-своему, стал по-другому думать, иначе обращается с игрушками и вещами, у него изменилось чувство юмора. Эти изменения происходят, потому что в этом возрасте у ребёнка зарождается способность обнаруживать и применять «принципы».

Малыш стал больше играть самостоятельно, он спокойнее, больше погружён в себя, предприимчив, наблюдателен, хочет многое делать сам. У него меньше интереса к игрушкам, больше к домашнему хозяйству. Осматривать и изучать – это сейчас самое интересное. Вы, однако, по мнению ребенка, должны быть всё время поблизости.

 

 

Скачок в «мир принципов»

 

Вдруг вам становится понятнее, чего ребёнок хочет и чем он занят. Это происходит благодаря тому, что его мышление стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он как бы приподнимается над материей, как учитель, который должен абстрагироваться от материала, чтобы суметь его объяснить. Ваш малыш теперь не следует «программе» («задаче»), как робот, а создаёт её сам, вносит изменения и даже оценивает её. Он начинает размышлять над «задачами». Обдумывая каждый шаг и каждое действие во время осуществления задачи, в «мире принципов» ребёнок начинает размышлять над самим процессом мышления. Он занят тем, что происходит у него в голове, и это не проходит для него даром.

В мире принципов малыш обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. Он мыслит стратегически: "Кого бы мне привлечь для получения конфетки - папу или бабушку?"  Конечно, его планы ещё не так сложны и изощрённы, как у взрослого.

Как Алиса в Стране чудес, он бродит по замысловатому «миру принципов». Чётко понимает лишь то, что с утра до вечера ему приходится принимать решения. Возможно, вы заметили, как его то и дело одолевают сомнения по поводу очередного выбора. "Как бы подольше не ложиться спать? Поскорее убежать? А может, вырвать цветок из горшка или выкинуть ещё какой-нибудь номер?" С помощью подобных экспериментов он изучает реакции окружающих на разные «стратегии». Таким образом ребенок открывает, когда лучше всего быть дружелюбным, послушным, вежливым, а когда -  агрессивным или навязчивым.

В этом возрасте ребёнок  довольно неуклюже обращается с принципами, т.к. пока не может примеряться к обстоятельствам. 

 

 

Виды «принципов»

 

Желание поступать по-своему, воля

  • делает выбор;
  • проявляет инициативу;
  • даёт распоряжения другим в их занятиях;
  • ребенку стало важнее ощущать свою причастность и поддержку;
  • начинает проявлять собственничество в отношении игрушек.

Наблюдение и подражание

  • наблюдает за другими людьми;
  • с удовольствием подражает;
  • подражает агрессивному поведению;
  • крупная моторика: делает кувырки, взбирается и т.п.;
  • мелкая моторика: например, держит карандаш;
  • имитирует "странности": хромает, идёт согнувшись;
  • имитирует поведение, увиденное на экране или в книге.

Опробование стратегий, проверка границ и изобретательность

  • экспериментирует с возможностями собственного тела;
  • прячет и находит предметы;
  • залезает внутрь чего-то или за что-то, а потом опять появляется;
  • пробует обращаться с вещами осторожно и бережно;
  • экспериментирует, решая, на чём ему остановиться;
  • проверяет содержание понятий "да" и "нет";
  • пытается одурачить маму: например, делая вид, что не слушается;
  • экспериментирует со спусками и подъёмами, скатывает машинки и т.п.

Стратегия и тактика

  • (чаще) пытается помочь;
  • (чаще) послушен или пытается быть таковым;
  • (чаще) осторожен или бережен, или делает попытки так себя вести;
  • (чаще) соглашается с тем, что ещё мал и нуждается в помощи, а поэтому должен слушаться: например, видит опасность на улице, и поэтому идёт, держась за руку;
  • делает что-нибудь смешное с целью получить что-то или добиться от кого-то действия;
  • (чаще) "подлизывается", чтобы что-то заполучить;
  • (чаще) пытается добиться своего с помощью нытья;
  • даёт выход эмоциям в истерике;
  • (чаще) продолжает делать по-своему;
  • пробует добиться от других того, на что мама не согласилась.

 

 

Как помочь ребёнку во время скачка

 

Дайте ему возможность экспериментировать со своими возможностями и реагируйте на эти попытки. Путём проб и ошибок малыш научится вести себя наиболее приемлемым образом.

* Акробатические упражнения: подчас они могут вас испугать.

* Ребенку нравятся наблюдения над природой в вашем сопровождении.

* Малыш учится обращаться с предметами. Его внимание привлекают самые разнообразные предметы, поэтому следите за потенциальными источниками опасности.

* Хочет есть сам: не пытайтесь ему мешать.

* Понимание речи становится всё лучше: ребёнок с энтузиазмом выполняет короткие задания, указывает на части тела и предметы. Сам говорить по-настоящему малыш начнёт после окончания следующего скачка, примерно в 21 месяц. В «мире принципов»  большинство детей довольствуются произнесением отдельных слов, подражанию голосам животных и повторением звуков. Предложите ребёнку показывать называемые вами предметы; называйте друг друга по очереди - большинство детей обожают такую игру.

* Подражание другим детям и взрослым: выражайте свою реакцию, только таким образом малыш сможет понять, что можно, а что нельзя, а когда что-то можно делать лучше.

* Ролевые игры: дайте ребёнку возможность вжиться в свою роль. Поиграйте вместе с ним: это придаст ему уверенности в себе.

* Планирование и прогнозирование. Ребёнок в «мире принципов» осознаёт последствия ваших планов и намерений и реагирует иначе, чем раньше. Это не проявление строптивости, а следствие проделанного им скачка развития!

 

 

Истерики

Ребёнок пробует добиться своего с помощью крика, катания по полу, топанья ногами и бросания всего подряд? Устраивает истерики по малейшему поводу? Например, если он недостаточно скоро получает внимание, если ему что-то запрещают, его зовут обедать, прервав игру, или построенная им башня рушится слишком рано…

Почему он устраивает такие сцены? Просто-напросто мама и его игрушки реагируют не так, как ему бы этого хотелось. Так он выражает свою фрустрацию. Первое, что ему приходит в голову, это как можно сильнее рассердиться и закатить скандал. Ему ещё предстоит открыть более успешные, быстрые и мирные способы склонить вас на свою сторону или научиться строить устойчивые башни. Пока же ребенок лишь в состоянии показать, что у него есть своя собственная воля. Поймите его чувства. Дайте ему выразить свой гнев, если у него есть в этом потребность. Помогите ему открыть другие способы достижения цели. Покажите, что вы считаетесь с ним, и попросите объяснить, чего он в действительности хочет.

 

Его воля – теперь как закон

Ребёнок уже желает принимать решения наравне с мамой и папой. Ему ещё предстоит понять, что не всё, что хочется, сразу же можно. И что нужно считаться с интересами других людей, даже если он не хочет поступаться своими.

 

Агрессия

Многие матери замечают у своих малышей в этот период вспышки агрессии. Такие явления объяснимы. В «мире принципов» ребёнок исследует разные виды социального поведения, в т.ч. агрессивное. Он изучает, как мама, другие взрослые и дети реагируют, когда он бьёт, кусается, толкает или пинает кого-то, намеренно ломает или швыряет вещи.

Дайте ребёнку понять, что вы об этом думаете. Только так он осознает, что агрессивное поведение ни у кого не вызывает интереса и радости.

 

«Моё» и «твоё»

Ребёнок открывает, что некоторые вещи принадлежат одному ему. Ннужно время, чтобы понять, что значат понятия "твоё" и "моё". Некоторые дети в это время очень сильно расстраиваются, когда другой ребёнок берёт их игрушки. Они защищают свою территорию, как могут. Им ещё предстоит научиться делиться, давать поиграть и играть вместе с другими.

 

Юмор, хитрости и уловки

Теперь шутки и юмор играют всё более важную роль. Неожиданные вещи часто вызывают у малыша смех, он сам начинает откалывать шутки. Иногда и с целью добиться чего-то, что другими способами не получается. Дайте ему простор для действий, но не забывайте указать на границы допустимого.

 

Переговоры

В этот период зарождается умение вести переговоры.  Возможно, малыш открыл слова "да" и "нет", или просто кивает и мотает головой. Иногда он сознательно употребляет противоположное по значению слово или жест, находя это забавным. Играя с этими понятиями, ребёнок находит наилучшие стратегии для достижения своих целей.

 

Просьбы о помощи

Малыш будет пробовать делать это разными способами. Ваша реакция поможет ему разобраться, какие из них наиболее приемлемы.

 

"Помощник"

С ребёнком становится всё проще договориться, он выполняет простые просьбы. Вовлекайте его в домашние занятия и сами принимайте участие в его делах. Хвалите, когда он делает что-то нужное.

 

Правила

Ребёнок растёт, к нему уже можно предъявлять более высокие требования. Пришло время провести чёткие границы - они нужны ему, как воздух.  Прежде всего, это социальные правила поведения. Кто может научить ребёнка им лучше, чем тот, кто его любит?

 

 



0

Дополнительно по данной категории

26.11.2015 - Насколько нужны накладки на унитаз для детей
03.11.2012 - Вашему малышу 6 месяцев
03.11.2012 - От рождения до 4-х недель жизни
21.01.2010 - Семьдесят пятая неделя – Мир «систем» (Глава 12)
21.01.2010 - Пятьдесят пятая неделя – Мир «задач» (Глава 10)
19.01.2010 - Сорок шестая неделя – Мир «последовательностей» (Глава 9)
19.01.2010 - Тридцать седьмая неделя – Мир «категорий» (Глава 8)
19.01.2010 - Двадцать шестая неделя - Мир "взаимосвязей" (Глава 7)
19.01.2010 - Девятнадцатая неделя - Мир "событий" (Глава 6)
19.01.2010 - Двенадцатая неделя – Мир «плавных переходов» (Глава 5)