Маленький манипулятор / Новости / Маленькие детиМалыш складывает игрушки с выверенной скоростью один кубик в час. Он знает: мама не выдержит и... уберет все сама Взрослые
изучают техники манипулирования за немалые деньги на специальных
тренингах. Возникает вопрос: если этот навык так полезен, стоит ли
отучать от него малыша? Стоит. Подобное поведение действует разрушающе.
Причем и на ребенка, и на взрослого. Оно лишает общение двух близких
людей искренности, теплоты.
Кстати, в практике продаж уже все
чаще отказываются от манипулятивных технологий, заменяя их
взаимовыгодным сотрудничеством. Так что нет никакого смысла закладывать в
сознание крохи установку на манипулятивность, оправдывая ее подготовкой
к взрослой жизни.
Три стратегии юных Макиавелли Когда и
почему ребенок становится манипулятором? Родители, измученные плачем
младенца, готовы поверить, что он просто водит их за нос. И ошибаются!
Да, малыш замечает связь между своим плачем и появлением мамы или папы.
Но как же иначе он может заявить, что ему нужен чистый подгузник,
вкусное молочко и хороший собеседник, знающий толк в агуканье? При
настоящей манипуляции карапуз умеет – сознательно или интуитивно –
скрывать свои подлинные цели, заставляя родителей самих хотеть то, что
ему нужно (как в басне «Ворона и Лисица»). А какие же скрытые цели в
полгодика?
Дети начинают манипулировать немного позже, лет с
двух. И происходит это, когда не удовлетворяются их потребности в любви и
телесном контакте. Например, папа очень занят и не успевает после
работы рассказать сказку, поиграть. Или мама находится весь день рядом с
крохой, ухаживает за ним, но ее мысли витают где-то далеко... А может,
психотип малыша отличается от родительского и они просто не
догадываются, что ему нужно больше поцелуев и объятий?
И тогда сын или дочь изобретают различные манипуляционные стратегии.
Неумейка Ребенок
вдруг утрачивает навыки самообслуживания: не может самостоятельно
заснуть, одеться, поесть, подняться, если упал. Варианты этой стратегии –
«Копуша» (все делает очень долго), «Неуклюжий» (по-стоянно падает, все
роняет). Такие хитрости дают малютке дополнительные порции
прикосновений. Ради этого он стерпит даже ваше раздраженное ворчание.
Несчастный Хиты
– «Плакса», «Я забо-лел», «Обиженный». Это модели, которые будут
эксплуатироваться всю жизнь, так как обеспечивают внимание и заботу в
любом возрасте. Карапуз может добиваться доказательств любви, изображая
трусишку или проявляя инфантильность. Часто такое происходит, когда
рождается еще один малыш или мама выходит на работу.
Несносный Если
единственный вид телесного контакта родителей-трудоголиков со своим
ребенком – шлепки, основная форма общения с ним – замечания, то кроха
может избрать стратегию «Несносный». Для него даже негативное внимание
все же лучше, чем полное игнорирование.
Кстати, эти стратегии,
успешно апробированные на родителях, используются в старшем возрасте для
покорения противоположного пола.
Малыш притворяется, ходит
задом наперед, как Пеппи Длинныйчулок или саботирует горшок? Спокойно
разберитесь, чего он хочет на самом деле. Для этого возьмите любимую
игрушку крохи, например, котика, и проиграйте поведение ее хозяина.
Задайте ребенку вопрос: «Почему котик так себя ведет?» Ответ получен?
Теперь найдите решение и увеличьте проявления любви к крохе, не
дожидаясь «второй части марлезонского балета».
Любовь зла Вы
стремитесь сделать жизнь малыша максимально безопасной и счастливой. Но
если это превращается в контроль каждого его вздоха и наложение
запретов на самые интересные (для него!) занятия, то вы делаете первый
шаг к формированию у ребенка лени. Комфортное соотношение «обязаловки» к
увлекательным делам – 1:5. Крохе в течение дня предлагается только мыть
руки, есть полезную пищу, убирать игрушки и учить английские слова? А
пускать кораблики, возиться в грязи, лазить по деревьям не разрешается?
Защитной реакцией дет-ской психики будет отказ от какой-либо
деятельности вообще и замена ее суррогатами – просмотром телевизора и
компьютерными играми.
В итоге появляются манипуляционные
стратегии, направленные на то, чтобы заставить взрослого вместо себя
делать скучные вещи: «Занятый», «Глухой», «Забы-вчивый», «Льстец»,
«Ласковый теленок». А также старые добрые «Неумейка» и «Несчастный».
Пользуется популярностью у дошкольников стратегия «Несносный». Рано или
поздно они начинают понимать: если хотя бы пятнадцать минут носиться по
квартире, сметая все на своем пути и имитируя звук реактивного самолета,
то родители сами попросят тебя тихонько поиграть на компьютере…
Чтобы
не спровоцировать возникновение подобного манипуляционного креатива, не
ставьте малыша в центр своих интересов. Для ребенка это не менее вредно
и неприятно, чем равнодушие. Разрешите себе заняться тем, о чем давно
мечтаете, влюбитесь заново в своего супруга! Дайте крохе больше свободы:
приемлемо все, что не угрожает его жизни и здоровью. Творческая, свободно выражающая себя личность никогда не станет прибегать к манипуляциям!
Вредные советы
Хотите, чтобы ребенок вырос Великим Манипулятором? Придерживайтесь правил. Не обращайте внимания на потребности карапуза и не реагируйте, когда он открыто заявляет о своих желаниях. На своем примере устраивайте малышу мастер-класс манипуляции. Эффект будет сильнее, если как объект использовать самого кроху. Рассказывайте знакомым, как ловко ваш сын или дочка вертят взрослыми. Присутствие крохи обязательно. Не позволяйте ребенку стремиться к достижению цели. Что-то делайте за него, остальные желания высмеивайте. Пренебрегайте
собственными нуждами. Тогда малютка даже не заподозрит, что у других
людей тоже есть чувства и права, с которыми необходимо считаться. Манипуляция не ваш метод?
Тогда поступайте наоборот! «Для танго нужны двое...» Альтернатива манипуляциям есть! Ее составляют такие формы общения, как просьба, переговоры и приказ.
«Мамочка, убери, пожалуйста, игрушки вместо меня!» – это просьба. «Мама, давай ты уберешь мои игрушки, а я тебе за это почитаю две странички букваря» – это переговоры. «Мам, убери игрушки!» – это приказ. Если
вы не реагируете ни на одно из подобных обращений, малыш научится
манипулировать. У вас нет желания играть с ним в такие игры? Значит,
откликайтесь на просьбы, учитесь вести переговоры, объясняйте, в каких
случаях и в какой форме для вас приемлемы приказы. И приучайте кроху
самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Малыш складывает игрушки с выверенной скоростью один кубик в час. Он знает: мама не выдержит и... уберет все сама Взрослые
изучают техники манипулирования за немалые деньги на специальных
тренингах. Возникает вопрос: если этот навык так полезен, стоит ли
отучать от него малыша? Стоит. Подобное поведение действует разрушающе.
Причем и на ребенка, и на взрослого. Оно лишает общение двух близких
людей искренности, теплоты.
Кстати, в практике продаж уже все
чаще отказываются от манипулятивных технологий, заменяя их
взаимовыгодным сотрудничеством. Так что нет никакого смысла закладывать в
сознание крохи установку на манипулятивность, оправдывая ее подготовкой
к взрослой жизни.
Три стратегии юных Макиавелли Когда и
почему ребенок становится манипулятором? Родители, измученные плачем
младенца, готовы поверить, что он просто водит их за нос. И ошибаются!
Да, малыш замечает связь между своим плачем и появлением мамы или папы.
Но как же иначе он может заявить, что ему нужен чистый подгузник,
вкусное молочко и хороший собеседник, знающий толк в агуканье? При
настоящей манипуляции карапуз умеет – сознательно или интуитивно –
скрывать свои подлинные цели, заставляя родителей самих хотеть то, что
ему нужно (как в басне «Ворона и Лисица»). А какие же скрытые цели в
полгодика?
Дети начинают манипулировать немного позже, лет с
двух. И происходит это, когда не удовлетворяются их потребности в любви и
телесном контакте. Например, папа очень занят и не успевает после
работы рассказать сказку, поиграть. Или мама находится весь день рядом с
крохой, ухаживает за ним, но ее мысли витают где-то далеко... А может,
психотип малыша отличается от родительского и они просто не
догадываются, что ему нужно больше поцелуев и объятий?
И тогда сын или дочь изобретают различные манипуляционные стратегии.
Неумейка Ребенок
вдруг утрачивает навыки самообслуживания: не может самостоятельно
заснуть, одеться, поесть, подняться, если упал. Варианты этой стратегии –
«Копуша» (все делает очень долго), «Неуклюжий» (по-стоянно падает, все
роняет). Такие хитрости дают малютке дополнительные порции
прикосновений. Ради этого он стерпит даже ваше раздраженное ворчание.
Несчастный Хиты
– «Плакса», «Я забо-лел», «Обиженный». Это модели, которые будут
эксплуатироваться всю жизнь, так как обеспечивают внимание и заботу в
любом возрасте. Карапуз может добиваться доказательств любви, изображая
трусишку или проявляя инфантильность. Часто такое происходит, когда
рождается еще один малыш или мама выходит на работу.
Несносный Если
единственный вид телесного контакта родителей-трудоголиков со своим
ребенком – шлепки, основная форма общения с ним – замечания, то кроха
может избрать стратегию «Несносный». Для него даже негативное внимание
все же лучше, чем полное игнорирование.
Кстати, эти стратегии,
успешно апробированные на родителях, используются в старшем возрасте для
покорения противоположного пола.
Малыш притворяется, ходит
задом наперед, как Пеппи Длинныйчулок или саботирует горшок? Спокойно
разберитесь, чего он хочет на самом деле. Для этого возьмите любимую
игрушку крохи, например, котика, и проиграйте поведение ее хозяина.
Задайте ребенку вопрос: «Почему котик так себя ведет?» Ответ получен?
Теперь найдите решение и увеличьте проявления любви к крохе, не
дожидаясь «второй части марлезонского балета».
Любовь зла Вы
стремитесь сделать жизнь малыша максимально безопасной и счастливой. Но
если это превращается в контроль каждого его вздоха и наложение
запретов на самые интересные (для него!) занятия, то вы делаете первый
шаг к формированию у ребенка лени. Комфортное соотношение «обязаловки» к
увлекательным делам – 1:5. Крохе в течение дня предлагается только мыть
руки, есть полезную пищу, убирать игрушки и учить английские слова? А
пускать кораблики, возиться в грязи, лазить по деревьям не разрешается?
Защитной реакцией дет-ской психики будет отказ от какой-либо
деятельности вообще и замена ее суррогатами – просмотром телевизора и
компьютерными играми.
В итоге появляются манипуляционные
стратегии, направленные на то, чтобы заставить взрослого вместо себя
делать скучные вещи: «Занятый», «Глухой», «Забы-вчивый», «Льстец»,
«Ласковый теленок». А также старые добрые «Неумейка» и «Несчастный».
Пользуется популярностью у дошкольников стратегия «Несносный». Рано или
поздно они начинают понимать: если хотя бы пятнадцать минут носиться по
квартире, сметая все на своем пути и имитируя звук реактивного самолета,
то родители сами попросят тебя тихонько поиграть на компьютере…
Чтобы
не спровоцировать возникновение подобного манипуляционного креатива, не
ставьте малыша в центр своих интересов. Для ребенка это не менее вредно
и неприятно, чем равнодушие. Разрешите себе заняться тем, о чем давно
мечтаете, влюбитесь заново в своего супруга! Дайте крохе больше свободы:
приемлемо все, что не угрожает его жизни и здоровью. Творческая, свободно выражающая себя личность никогда не станет прибегать к манипуляциям!
Вредные советы
Хотите, чтобы ребенок вырос Великим Манипулятором? Придерживайтесь правил. Не обращайте внимания на потребности карапуза и не реагируйте, когда он открыто заявляет о своих желаниях. На своем примере устраивайте малышу мастер-класс манипуляции. Эффект будет сильнее, если как объект использовать самого кроху. Рассказывайте знакомым, как ловко ваш сын или дочка вертят взрослыми. Присутствие крохи обязательно. Не позволяйте ребенку стремиться к достижению цели. Что-то делайте за него, остальные желания высмеивайте. Пренебрегайте
собственными нуждами. Тогда малютка даже не заподозрит, что у других
людей тоже есть чувства и права, с которыми необходимо считаться. Манипуляция не ваш метод?
Тогда поступайте наоборот! «Для танго нужны двое...» Альтернатива манипуляциям есть! Ее составляют такие формы общения, как просьба, переговоры и приказ.
«Мамочка, убери, пожалуйста, игрушки вместо меня!» – это просьба. «Мама, давай ты уберешь мои игрушки, а я тебе за это почитаю две странички букваря» – это переговоры. «Мам, убери игрушки!» – это приказ. Если
вы не реагируете ни на одно из подобных обращений, малыш научится
манипулировать. У вас нет желания играть с ним в такие игры? Значит,
откликайтесь на просьбы, учитесь вести переговоры, объясняйте, в каких
случаях и в какой форме для вас приемлемы приказы. И приучайте кроху
самостоятельно удовлетворять свои потребности.
|
|
|