Как воспитывать мальчика и девочку / Статьи / Маленькие дети 19.10.2012 - Как воспитывать мальчика и девочкуПеред родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный
вопрос: "Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек"? Мы постараемся
вам помочь. Для начала необходимо знать, что проблемами и вопросами
воспитания занимается наука, имя которой нейропедагогика, и именно она
открывает и осваивает новые научные подходы к обучению и воспитанию
мальчиков и девочек в семье, в образовательных и воспитательных
учреждениях.
Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи
не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего происходящего у
них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают
такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в
поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у
них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и
функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.
По
данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов В.Д. Еремеевой и Т.П.
Хризман, мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на
руки, по отношению к ним речь взрослых чаще содержит прямые указания
(отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с
годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях
(нравится, люблю, грустный, весёлый…). Также этими специалистами
отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается
физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у
них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный
дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры
чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои
"богатства": кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им
достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на
дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д.
и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не
может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме
того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного
психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если
недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают
вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.
Кроме
того, существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их
деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их
деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами,
мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в
эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели
впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те
фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются
определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки
типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы
недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия. Девочки
эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются
все отделы мозга.
Мамам, няням, воспитательницам и,
впоследствии, учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика -
они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго
ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не
переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На
самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной
активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от
мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не
приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и
информация до его сознания не доходит.
По данным ряда
исследований, в том числе исследований А.И. Савенкова (профессора,
д.пс.н., д.п.н.), одаренных девочек старшего дошкольного и младшего
школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К
12-14 годам (на этапе полового созревания) данное процентное соотношение
меняется в пользу мальчиков. А значительная часть девочек, ранее
опережавших сверстников в развитии, "выравнивается" и уходит из разряда
одарённых. Чем это обусловлено? Может быть, срабатывает какая-то
генетическая программа, а может быть, виновата среда, окружение.
Несколько коротких советов от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман:
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим. Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим. Не
рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а
девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё
требуется. Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите. Ругая
мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает,
иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать. Мальчики
и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а
мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации
бессмысленно. В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим
Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё
выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас. Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша. Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно. Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно. Помогите
детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на
блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс,
результат для них пока на втором месте. Из всего вышесказанного
можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира.
Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не
понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и
родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся
начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже
может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно
бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае.
Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному.
Но обязательно очень любить!
Тест для родителей В меру
своего понимания и ощущения ответьте на 20 вопросов, предлагаемых
специалистами, так, как Вы считаете нужным. А потом сравните Ваши ответы
с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской
психологии.
Итак…
Девочки послушнее мальчиков? Девочки чаще защищают слабых? У мальчиков более аналитический склад ума? Мальчики амбициознее девочек? Мальчики более способны в точных науках? Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность? Девочки охотнее делятся своими переживаниями? У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая? Мальчики агрессивнее девочек? Мальчики лучше ориентируются на местности? Девочки пассивнее мальчиков? У девочек лучше развито чувство коллективизма? Девочки более чувствительны к прикосновениям? Девочки легче поддаются чужому влиянию? Мальчики более активны? Девочки более пугливы? У девочек чаще возникает комплекс неполноценности? Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики? У мальчиков более развита склонность к командованию? У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?
А теперь слово специалистам: Неправда.
Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа
мальчиков гораздо более послушна указаниям старших. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому. Правда,
но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих.
В более раннем возрасте эти способности идентичны. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения. Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности. Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек. Неправда. Существенного отличия нет. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков. Неправда.
Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки
лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет. Неправда.
Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже
взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно. Неправда.
Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании
чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем. Опубликовано на сайте: https://little-kinder.ru Прямая ссылка: https://little-kinder.ru/index.php?name=pages&op=view&id=801 |
|
|