Как новорожденный ощущает свой мир, ч.1 (Глава 2)
Прежде чем понять, как ваш младенец меняется, когда ему исполнятся 5 недель и у него начнется его первый скачок развития, вам надо узнать, как младенец ощущает свой мир и какую роль играет телесная близость в этом мире ощущений.
Ваш ребенок уже многое воспринимает
Сразу после рождения младенцы интересуются миром вокруг себя. Один больше, другой – меньше. Они прислушиваются и приглядываются. Они в самом деле прикладывают все усилия, что бы распознать как можно больше. Периодически можно наблюдать, как младенцы так стараются, что начинают косить. Или как от усталости они начинают дрожать или икать.
Некоторые мамы говорят: "Он "хватает" глазами". И это именно то, что детки делают. У младенцев хорошая память. Уже довольно рано они начинают узнавать голоса, людей и игрушки. И они знают совершенно точно, что их ожидает в той или иной ситуации. "Сейчас время купания, игры или еды!" Или: "Мы идем гулять!"
Младенцы повторяют ваше выражение лица. Покажите-ка ему язык, когда вы с ним присели поразвлечься. Или откройте широко свой рот, как будто вы кого-то зовете. Дайте вашему младенцу достаточно времени, что бы отреагировать и следите за тем, что бы он смотрел прямо на вас.
Младенцы могут рассказывать своим мамам, что они чувствуют: радость, злость, удивление. Как они это делают? Они кричат и плачут с разными интонациями и используют язык жестов. Мамы их понимают. Кстати, дети дают совершенно ясно понять, что они нечто от вас ожидают. Спустя короткое время они начинают «злобно» или «взахлеб» плакать. Также дети очень рано начинают выказывать предпочтения. Обычно они предпочитают смотреть на людей, а не на игрушки. Если водить перед лицом ребенка двумя игрушками, то ребенок выбирает одну, которую он "хватает" глазами.
Младенцы очень чувствительны к поддержке. Ваш ребенок блаженствует, если вы хвалите его за его сладкий запах, красоту или поступки. В таком случае он гораздо дольше интересуется вами.
Что воспринимают органы чувств младенцев?
Органы чувств младенцев работают уже довольно хорошо. Младенцы видят, слышат, улавливают запахи, чувствуют вкус и многое ощущают. И они запоминают то, что ощущают.
Что видит ваш младенец?
Не так давно ученые и врачи считали, что новорожденные не могут видеть. Иногда это до сих пор можно услышать. Но это настоящая сказка. Мамы и раньше утверждали обратное. С тех пор подтвердилось, что они были правы.
Ваш ребенок прекрасно видит. Правда лишь на расстоянии 20 см. То, что находится дальше, он видит, скорее всего, расплывчато. Ему ещё трудно направлять оба глаза на то, что хочется увидеть. Но если это удалось в первый раз, то объект, который ребенок хочет рассмотреть, будет рассматривать с невероятной интенсивностью. Малыш перестает шевелиться. Все его внимание направлено на предмет.
Если ребенок действительно бодр, то он может следовать за движением глазами и иногда – головой. Слева направо и сверху вниз. Вам необходимо лишь достаточно медленно двигать предмет.
Что привлекает внимание малыша?
* Дольше всего ребенок может следить за схематично нарисованным лицом: две большие точки наверху и одна – внизу. Это удается уже через час после рождения: у большинства детей глаза широко открыты и они очень внимательны. Как мама или папа, вы просто тонете в этих прекрасных глазах. Весьма вероятно, что младенцы "настроены" на все, что хоть немного напоминает человеческое лицо.
* Ваш ребенок охотнее рассматривает пестрые предметы, а не скучные и однотонные поверхности.
* Красный цвет им нравится особенно сильно.
* Сильнее всего привлекают внимание контрасты. Чем отчетливее контрасты цвета, тем интереснее.
* Ясные линии и углы осматриваются с большим интересом, чем круглые формы.
Что слышит ваш младенец?
Ваш новорожденный может уже хорошо отличать друг от друга различные звуки. Ваш голос он узнает сразу после рождения. Он любит музыку, звук мотора и мягкую, ритмичную барабанную дробь. Естественно, ведь эти звуки ему знакомы. В матке ребенок был окружен стучащими, шуршащими, дробными и свистящими звуками кровеносной системы, сердца, желудка и кишечника. Также большинство человеческих голосов ему нравится. Они его успокаивают.
Ваш малыш слышит и различает низкие (мужские) и высокие (женские) голоса. Высокие звуки привлекают его внимание быстрее. Каждый это замечает и говорит с ребенком более высоким голосом. Так что не стесняйтесь своих "уси-пуси-муси" или подобных проявлений "детского" языка.
Так же малыш отличает громкое от тихого. Неожиданные громкие звуки ему не нравятся. Некоторые дети пугливы. Примите это во внимание.
Какие запахи улавливает ваш младенец?
Малыш различает запахи. Запахи, которые кажутся нам острыми или жгучими, ему не нравятся. Младенец возбуждается. Он старается отодвинуться от источника вони и начинает кричать. Ваш малыш отличает ваш запах от запаха другой мамы. Если ему дать несколько одежек, то малыш потянется к той, которую носили вы.
Что младенцу больше всего по вкусу?
Различные вкусовые оттенки также узнаются вашим малышом. Ребенок явственно предпочитает сладкое, ему не нравится кислое, а горькое он старается как можно быстрее выплюнуть.
Что младенец ощущает?
Ваш младенец ощущает себя и окружающий его мир как единое целое. Иными словами, информация, полученная от всех органов чувств, образует единое целое для малыша.
Впечатления, которые органы чувств посылают в мозг ребенка, младенец еще не может обрабатывать также, как взрослый. Он воспринимает свой мир на свой "младенческий" манер. Мы ощущаем аромат, видим цветок, который его издает, и чувствуем его лепестки. Мы можем прочувствовать и осознать отдельные части независимо друг от друга. Ваш младенец переживает это все как некое подобие "супа", который оказывается совершенно иным на вкус, стоит изменить хоть одно составляющее. Как радар, улавливает он все впечатления, и переживает их как одно целое, одно впечатление. Он пока не замечает, что каждый «суп» состоит из различных ингредиентов. И что эти ингредиенты ему были переданы органами чувств. Более того – он ощущает самого себя как ингредиент этого «супа». Он пока не знает, что такое «собственное я».
Даже тело и окружающий мир являются единым целым
Младенец еще не может различать, что его органы чувств сообщают ему об окружении, а что – о его теле. Для младенца внешнее окружение и его тело – одно и то же. То, что проиcxодит снаружи, проиcxодит и в его теле. И что чувствует его тело, чувствует всё и вся. Весь мир скучает, весь мир голоден, миру тепло, сыро или он устал. Все есть одно единое обонятельное-цветовое-звуковое впечатление.