Вторая фаза развития ребенка. Восьмая неделя – Мир «узоров», ч.1 (Глава 4)
Небольшое предисловие:
Мы показали, что каждый младенец в первый год своей жизни восемь раз рождается заново. Восемь раз он «стоит на голове». Восемь раз он ирритирова [ирритация – болезненное возбуждение, раздражение] и делает все, чтобы «повиснуть на маме». Восемь раз он возвращается к своему надежному убежищу. И восемь раз он заряжает там свои батарейки , перед тем как совершить следующий скачок в своем развитии.
Конечно, после окончания первого года жизни этот процесс еще не окончательно завершен. До 1,5 лет ребенок совершит еще два скачка: около 64-ой и 75-ой недель. Перед тем, как ребенок встанет на ноги, это будет повторятся пару раз. Даже и взрослым приходится бороться с такими скачками.
"...человек не рождается раз и навсегда в тот день, когда мать производит его на свет, но ...жизнь заставляет его снова и снова – много раз – родиться заново самому" (Габриель Гарсия Маркес, "Любовь во время чумы")
Радость и горе вокруг восьмой недели
Около восьмой недели (с седьмой по девятую) чувствуется приближение следующего скачка. В этом возрасте у вашего младенца появляется одна новая способность. Благодаря ей он может изучать новое.
У ребенка развиваются некоторые способности, которые до сих пор не мог развиваться независимо от того, сколько с малышом занимались. Но новые возможности – это не только нечто приятное. Привычный мир «встал на голову». Ребенок видит, слышит, нюхает, чувствует на вкус, ощущает то, что до этого в его мире не было. Ребенок напуган, запутан, ему нужно время, чтобы привыкнуть. И лучше всего привыкать в надежных руках, у мамы.
Скачок дает о себе знать: обратно к маме
Дети в этот период больше кричат. Даже таская их целый день на руках, мамы не могут детей успокоить. Состояние ребенка можно описать словами «мама, роди меня обратно».
Признаки этой фазы развития:
- ребенку нужно больше внимания, чтобы им чаще занимались;
....
- ребенок с опаской и тревогой относится к незнакомым;
....
- хуже ест, но значительно чаще прикладывается к груди.
Младенец так бы и лежал целый день у груди. Но если его приложить, то он почти ничего не ест. Пока сосок находится у него во рту, все в порядке. Но стоит его отнять от груди - начинаются протесты до тех пор, пока он снова не получит грудь.
Конечно, такое поведение вы замечаете только у тех детей, которые получают грудь по желанию (требованию). Некоторые мамы начинают думать, что с грудным кормлением происходит что-то не то. Другие начинают себя спрашивать, правильно ли было позволять ребенку самому выбирать время кормления.
Но грудь сейчас является не столько средством утоления голода, сколько средством утешения.
- висит целыми днями на маме;
....
- спит хуже;
....
- больше сосет большой палец.
В этой фазе дети начинают чаще сосать большой палец и пальцы вообще.
....
Телесный контакт ослабляет напряжение
Около восьмой недели состояние «обратно к маме» совершенно нормально. В конце концов, этого хочет каждый ребенок. Некоторые дети показывают свое желание яснее, чем другие. Капризничать и быть трудным в уходе – нет ничего нормальнее для этого мира. Это значит, что ребенок идет вперед. Что его развитие делает скачок. Что он запутан, потому что его мир выглядит чужим. Поэтому он хочет использовать свою маму в качестве знакомого и надежного базиса, где можно по настоящему расслабиться. Находясь с мамой, можно и новый мир осваивать.
Представьте себе, вы напуганы и запутаны, и никто вас не утешает. Вы все больше страдаете от напряжения. На это уходит вся ваша энергия. Вы все меньше понимаете свои проблемы.
Вот так же чувствует себя ваш младенец. Когда в его развитии происходит скачок, он себя ощущает словно в новом мире. Он чувствует, что ноша тяжелее той, которую он мог бы нести. Он плачет, кричит. И будет кричать дальше до тех пор, пока не решится его проблема. Вся его энергия уходит в крик. И крик поглощает все его время. Время, которое было бы лучше использовать на знакомство с «новым миром».
О чем вам следует думать
Младенцы в этом возрасте находятся на белом свете для того, что бы их носили на руках, холили и лелеяли. И много им не покажется.
Если ваш ребенок стал «труднее», вы обнаружите, что он способен теперь на большее.
Когда мама волнуется или раздражается из-за того, что ребенок стал «труднее», она особенно внимательно за ним наблюдает. Что не так? Почему он такой напряженный? Что я могу сделать? И тут мама обнаруживает, что ребенок вдруг умеет делать что-то новое, или старательно упражняется в чем-то новом. Новые способности дают ребенку возможность учиться новому.
Скачок в мир «узоров»
Ребенок обнаруживает, что он и окружающий мир не единое целое, "суп", а различные явления. [«суп» - это понятие из предыдущей фазы развития. Ребенок не может отделять себя от окружающего мира, т.е. все звуки, ощущения, запахи, вообще весь мир и он сам едины; не имеется границ, отделяющих ребенка от мира – Прим. ред.]
Младенец начинает различать «узоры». Например, ребенок обнаруживает свои руки, которыми он крутит и вертит, которыми он даже может пользоваться, т. к. знает, что они у него есть.
«Узоры» ребенок не только видит. Он может их слышать, ощущать и чувствовать на вкус. Он чувствует их вне и внутри тела. Например, чувствует разницу между тем, когда его рука поднята вверх и когда свисает вниз.
«Узоры» (см. ниже) в пределах собственного тела так же осознаются ребенком. Он строит гримасы, так как обнаружил, что владеет лицевыми мускулами. Он может фиксировать движения тела – туловище, руки, ноги, голова.
Многие из автоматических реакций, рефлексов, постепенно начинают пропадать в этой фазе развития. Вместо них появляется нечто, что напоминает сознательные движения.
Возрастные ментальные изменения
На 7-9 неделе объем головы вашего ребенка значительно увеличивается, импульсы мозга в это время значительно изменяются.
Все дети приобретают «новое видение». Новый мир открыт им теперь навсегда, и в нем теперь есть очень много того, что привлекает внимание. Каждый младенец делает свой выбор. Он обращается к тому, что ему наиболее интересно: кто-то интересуется всем, кто-то интересуется тем, что можно порассматривать, кто-то – тем, что можно потрясти и что издает звуки, и так далее. Итак, новые способности, которые ваша подруга обнаруживает у своего младенца, могут быть совсем другими, чем те, которые обнаруживаете вы у своего. То, что больше всего нравится делать младенцу, в большой мере зависит от его телосложения, веса, предрасположенностей и интересов.
Что откроет ваш ребенок в «мире узоров»?
Область "делаю сам":
- младенец может сам держать голову, когда он по настоящему бодр,
- поворачивает голову за звуком или предметом,
- переворачивается с бока на живот,
- переворачивается с бока на спину,
- дрыгает руками и ногами,
- дает себя подтянуть в положение сидя,
- дает себя подтянуть в положение стоя,
- лежа на животе опирается руками о плоскость,
- желает значительно больше сидеть у мамы на коленях, перегнувшись вперед,
- лежа на животе, он может смотреть направо и налево,
- строит гримасы, "играет" с лицом,
- и др. особенности поведения, которые вы замечаете у своего ребенка.
Область "взять, потрогать и почувствовать":
- хочет взять игрушку, которая лежит на небольшом расстоянии, но это сделать пока не получается,
- бьет по игрушке – это предшествует стадии "взять в руку",
- бьет по игрушке ногами,
- зажимает игрушку рукой, если ему вложить ее в руку,
- берет игрушку и трясет ею (немного «деревянными» движениями),
- ощупывает игрушку, не забирая ее себе,
- и другие особенности, которые вы замечаете у своего ребенка.
Область "видеть":
- младенец открыл для себя свои руки, стопы или колени,
- наблюдает за людьми, передвигающимися по комнате или чем-то занятыми,
- в восхищении от детей, которые играют в комнате,
- с удовольствием смотрит на быстро сменяющиеся картинки в телевизоре,
- наблюдает за кошкой/собакой, которая что-то делает: бегает, ест, играет,
- обнаруживает птичку, которая прыгает в клетке,
- восхищен развевающимися занавесками,
- обнаруживает источник света: например, пламя свечи,
- рассматривает кроны деревьев, проплывающих мимо, когда его несут на руках или везут в коляске; особенно, если сквозь них падает свет и шелестит листва,
- рассматривает полки в магазине,
- рассматривает современную живопись (модерн) с разнообразными формами (гнутые линии) и красками; особенно охотно, если его качают,
- восхищается блестящими одеждами и украшениями,
- охотно наблюдает за чьим-то ртом в процессе еды,
- слушает и смотрит на разговаривающий рот,
- изучает мимику лица,
- и другие особенности, которые вы замечаете у своего ребенка
Область "слушать":
- охотно слушает голоса, разговоры, песни, высокие звуки,
- издает звуки: а-а-а, у-у-у, е-е-е, м-м-м-м, и сам себя слушает,
- издает звуки так, будто что-то рассказывает,
- повторяет звуки, если его в этом поддерживать,
- поет на свой лад вместе, если перед ним петь,
- "разговаривает" и смеется с мягкими игрушками,
- сознательно привлекает внимание звукам,
- "влезает" в чужие разговоры,
- и др., что вы замечаете у своего ребенка.
Думайте о том, что ваш ребенок не может открыть мир за один раз. В 8 недель малыш впервые получает возможность войти в этот мир. Но когда он сможет чему-то научиться, зависит от заинтересованности ребенка и того, сколько возможностей он получит. Основные способности у ребенка развиваются спустя месяцы!