Вторая фаза развития ребенка. Восьмая неделя – Мир «узоров», ч.2 (Глава 4)
Что выберет ваш ребенок – ключ к его личности
Наблюдайте внимательно за вашим младенцем. Определите, что ему нравится больше всего, в чем состоят его интересы. Между 8 и 12 неделями он выберет умения, которые ему подходят в этом мире больше всего. Уважайте его решения. Вы скоро узнаете, кто он такой, что делает его особенным! Если вы пойдете навстречу его интересам, то сможете лучше помогать в игре и учебе.
Воздействие скачка: помогите вашему малышу в обучении
Вот и начинается вторая часть вашего «задания». Вы можете помочь вашему малышу развивать дальше умения, которыми он наиболее одарен. Как это сделать?
- Приветствуйте каждую попытку ребенка что-либо пробовать делать, показывайте ему ваше восхищение. Когда малыша хвалят, то у него больше желания продолжать.
- Следите за тем, что бы вы стимулировали ребенка к новому, но не перегибали палку. Пробуйте, что ему нравится.
- Остановитесь, когда малыш вам показывает, что ему достаточно.
Как вы поймете, что вашему малышу нужен отдых:
- отводит от вас взгляд;
- если ребенок достаточно сильный, то отворачивает от вас тело.
Остановите игру, если вы заметили, что вашему малышу достаточно. Иногда такие паузы довольно короткие, но ребенок в них нуждается. Ему нужно все для начала "переварить".
Доверяйте реакции вашего малыша. Дайте ему возможность вас «вести»
Некоторые вещи ваш ребенок должен будет пробовать самостоятельно. Но и тут немного восхищения с вашей стороны покажут ему, что он на верном пути.
Вот такие они, младенцы. Все новое ваш малыш считает самым красивым. Поэтому реагируйте всегда, и особенно на его новые умения и интересы, которые ребенок демонстрирует. Тогда он будет учиться лучше, легче, быстрее и больше.
Помогите вашему малышу видеть вещи четко
В предыдущей главе описывается эксперимент, где малыши были готовы тяжело трудиться, чтобы видеть фильм на экране с хорошей резкостью.
Дети еще не могли одновременно сосать и смотреть. Начиная с этого скачка, они это могут. Что может привести к неприятным результатам.
***
"Вдруг он меня укусил за сосок так сильно, что я автоматически вырвала грудь и почти его шлепнула. Тогда я ужасно испугалась своей реакции. Он сначала совсем не хотел отпускать. Не понимаю, почему он это сделал". (Штефан, 10-я неделя)
Думайте вот о чем: малыш делает так не потому, что он больше не голоден или из вредности. Просто он делает свое дело «как следует». Совсем как взрослый, который очень старается хорошо написать что-либо и высовывает при этом язык.
1) Учитывайте новые возможности малыша
Вы можете помочь ребенку в учебе, показывая ему пеструю игрушку с различных расстояний. Попробуйте слегка шевелить предметом – так вы легче привлечете внимание своего малыша и сможете его дольше удерживать. Двигайте предмет медленно вперед-назад и наблюдайте, на каком расстоянии ваш ребенок еще наблюдает за ним с интересом.
2) Покажите вашему малышу настоящие вещи
Вы уже заметили, что ребенок с большим интересом смотрит на настоящие вещи, чем на нарисованные? Но ему нужна ваша помощь. Он еще не может сам до всего добраться. Хочет ваш младенец что-то рассмотреть с маленькой дистанции – ему нужны ваши руки, чтобы это взять.
***
"Ей все нравится: картинки, книжки, полки, содержимое кладовки. Мне приходится везде ее брать с собой. Я беру ее на руки, когда иду на улицу или в магазин". (Сузанна, 11-я неделя)
3) Варьируйте окружение вашего малыша
Восьминедельному ребенку может стать скучно, если он видит, слышит, ощущает и пробует на вкус одно и то же. Он теперь осознает «узоры». Замечает, когда эти «узоры» все время повторяются: та же игра, тот же вид, тот же звук, то же ощущение, тот же вкус. Впервые в своей жизни он не согласен с таким положением дел. Малыш хочет разнообразия, и вы должны ему это дать. Носите ребенка с собой или ставьте его люльку туда, где вы сами чем-то заняты.
Помогите вашему ребенку «открыть» свой голос, свои руки и ноги
Ваш малыш теперь в состоянии заметить, что предметы, периодически появляющиеся перед его лицом и достойны исследования, – это его руки и ноги. Он может их с удивлением рассматривать. Он может их изучать серьезно. Каждый малыш исследует их на свой лад. Один проводит за этим занятием много времени, другой – мало. В основном дети особенно увлечены изучением рук. Наверное, потому что они их чаще видят.
Дайте вашему малышу возможность рассматривать свои руки столь часто и долго, как он сам считает нужным. Ребенок должен знать, что руки умеют, прежде чем он сможет ими по-настоящему воспользоваться. Очень важно, чтобы он познакомился со своими хватательными навыками.
Научите вашего малыша смыкать ладонь вокруг игрушки
Младенец пробует пользоваться руками – пытается сомкнуть ладонь вокруг погремушки. Он видит сейчас так много вещей! И хочет их все получить. Но это удается не сразу. Восхищение матери и ее поддержка очень сильно нужны малышу при каждой серьезной попытке. Если его хвалить, у него будет настроение для дальнейших попыток.
Постоянно помните, что дети в этом возрасте еще ничего не могут взять. Они только-только научились смыкать ладонь вокруг чего-либо. Это значит, что игрушка должна быть "принесена ветром". Поэтому положите или повесьте ее в пределах досягаемости. Так ваш ребенок сможет постоянно упражняться в «держании».
Дайте понять ребенку, что его голос важен
Собственные новые звуки очень интересны ребенку. Поэтому реагируйте на них моментально. Дайте ребенку послушать, как эти звуки звучат, когда их произносит кто-то другой.
Реагируйте, если малыш привлекает ваше внимание звуками. Привлекайте внимание ребенка своим голосом. Так он учится, что его голос важен.
Вовлеките ребенка в разговор
Это делает каждая мама. Одна автоматически целыми днями, другая – в определенное время. Но второй способ имеет «минус», т.к. ребенок не всегда будет расположен к общению. И тогда мама быстро сдается: «Он пока не реагирует».
Для самых сильных – игра в подтягивание
Большинство малышей обожают эту игру. Из полусидящего положения подтянуться в положение сидя. Или из положения сидя – в положение стоя. Физически сильные дети прилагают и собственные усилия, когда родители их подтягивают. В этой игре они учатся, каково это – принимать различные положения и управлять своим телом. Если малыш прилагает собственные усилия, то он может резко падать из одного положения в другое. Если ему удалось принять какое-то положение, то он в нем застывает.
Смена положений пока не очень получается, но малыш в полном восторге, если ему удается принять одно из них. Некоторые дети могут по настоящему разозлиться, если прервать эту игру.
«Трудный» ребенок может быть одаренным
Некоторым малышам быстро надоедает новое, и они чувствуют себя недогруженными. Им хочется большего: более изощренных и разнообразных игр. Мамам таких детей, у которых, как говорится, шило в попе, приходится нелегко. Часто они чувствуют себя выжатым лимоном. В конце концов мамы не знают, что делать. И ребенок начинает капризничать, если не получает ничего нового.
Что вам следует знать:
- ваш ребенок жаждет больше знаний, когда его развитие совершает скачок. Ребенок лучше, быстрее и легче учится, если идти навстречу его интересам;
- более требовательный малыш автоматически нуждается в большем внимании. Маме постоянно необходимо иметь что-то в запасе для удовлетворения его интересов. Ваш ребенок поможет вам в этом;
- у «крикуна» больше шансов в старшем возрасте стать одним из лучших учеников. По крайней мере, если в младенческие годы с ним правильно обращаться;
- «легкий» в обращении ребенок требует меньше внимания к себе, и родители меньше занимаются им. Это не в пользу малышу. Ваша задача – предоставить своему ребенку особые стимулы.
Подмечено, что очень одаренные дети были в младенчестве плаксивыми и требовали уйму внимания. Пока они могут изучать интересные вещи или овладевать новыми способностями – все в порядке, они делают это с энтузиазмом. А дальше требуют внимания и помощи посредством капризов. Их голод в познании нового неутолим. Они совершают скачок со скоростью ветра. Пробуют и изучают почти все, что им предлагает новый мир, варьируют изученное и снова скучают. Мамам не остается ничего другого, как ждать следующего скачка.
Играм в одиночку тоже должны быть
Почти все мамы считают, что пора бы младенцу и самому себя развлекать.... Давая все новые и новые игрушки, мамам удается увеличить время самостоятельной игры ребенка.